Цвет сайта
Размер шрифта
Обычная версия сайта

Погода в регионе


Главная » Информация о поселении » Достопримечательности » Церковь Рождества Христова (1803-20) в д. Рождествено
Церковь Рождества Христова (1803-20) в д. Рождествено
Стоит в центре села, господствуя в его панораме и замыкая перспективу дороги со стороны Твери. Церковь сооружена вместо деревянного храма (1695 г., разобран в 1813 г.) на средства прихожан в 1803-1810 гг. Придел Михаила и Федора Черниговских освящен в 1811 г., храм - в 1814 г. К этому времени был выстроен только первый ярус колокольни, а верхние ярусы возведены в начале 1820-х гг. по новому проекту. Во 2-й пол. 19 в. (предположительно в кон. 1850-х - нач. 1860-х гг.) построена новая трапезная с тремя приделами (Казанской Божьей Матери, Михаила и Федора Черниговских, Троицы).

 К настоящему времени утрачены пятиглавие храма и глава колокольни, разрушены своды трапезной, ряд проемов заложен. Кирпичное, оштукатуренное здание с белокаменными деталями - довольно редкий для сельской приходской церкви пример постройки в развитых формах зрелого классицизма.

Объемно-пространственная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К трехсветному четверику храма с востока примыкает широкая апсида со скругленными углами, а с запада - обширная прямоугольная, поперечно ориентированная трапезная, включающая в свой объем нижний ярус колокольни. Над ним возвышаются еще три четверика, у верхнего яруса углы срезаны. Фасады храма делятся карнизом на две почти равные части, а вертикальные членения в три оси подчеркнуты тосканскими пилястрами. Средняя ось фасада подчеркнута двухколонным портиком тосканского ордера и окном-серлианой третьего света. Нижние проемы прямоугольные, почти квадратные окна второго света вписаны в полукруглые ниши. Боковые окна третьего света выделены вверху полукруглыми нишами, украшенными лепными веерными розетками.

Стены апсиды напоминают глухую аркаду: они расчленены тосканскими пилястрами и широкими арочными нишами, в которые заглублены прямоугольные окна. Фасады трапезной прорезаны арочными окнами с простыми наличниками, а их простенки обработаны пилястрами. Все ярусы колокольни имеют арочные проемы. Нижний ярус покрыт ленточным рустом, декор второго плоскостной и сводится к прямоугольным нишам вокруг проемов. Третий ярус оформлен двухколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, на срезанных углах четвертого яруса помещены пары ионических колонн.
Страшный Суд. Просторное и высокое пространство храма завершено сомкнутым восьмидольным сводом с более узкими диагональными лотками, опирающимися на тромпы.
В шелыге свода - заложенное восьмигранное отверстие центрального светового барабана, ныне утраченного. Апсида, связанная с храмом тремя узкими проемами, перекрыта коробовым сводом с распалубками. Помещение трапезной расчленено шестью столбами, на которые опирались подпружные арки, коробовые и крестовые своды. В первом ярусе колокольни - крестовый свод. Кирпичная лестница на второй ярус расположена в северо-восточном устое, со входом изнутри колокольни.
В интерьере фрагментарно сохранилась масляная живопись кон. 19 - нач. 20 в., выполненная по крайней мере тремя мастерами в различных направлениях позднего академизма.

Большая часть живописи сохранилась на стенах четверика, образцами для нее служили гравюры Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Небольшие фрагменты росписей на стенах трапезной, судя по оставшимся фигурам святых, выполнены профессионально и в свободной манере. Достаточно полно сохранились росписи в колокольне, выполненные в народном, живом и непосредственном стиле в нач. 20 в. Все композиции помещены на сером фоне и заключены в декоративные орнаментальные рамы разного рисунка, но близкого колорита. До кон. 20 в. на своде четверика сохранялась композиция "Моление Троице" с предстоящими Богородицей, Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, в парусах были евангелисты, в апсиде в простенках между окон находились "Снятие с креста" и "Положение во гроб". На северной и южной стенах четверика сюжеты расположены в три ряда. Два верхних ряда занимает христологический цикл. На южной стене в простенках между окнами второго света написаны "Христос с самарянкой у колодца" (по образцу одноименной гравюры Г. Доре) и "Благословение детей", во втором ряду - "Поклонение волхвов" (по образцу Ю. Шнорра фон Карольсфельда) и "Бегство в Египет" (по гравюре Г. Доре). Названные образцы претерпели в росписях изменения: например, в композиции "Поклонение волхвов" отсутствуют второстепенные действующие лица, лошади и верблюд, нимбы приняли "иконописную" форму, мальчик мавр приобрел славянский облик, упрощено изображение сияния вифлеемской звезды. На северной стене помещались композиции "Христос и грешница" (в третьем ряду) и"Беседа Христа с Никодимом" (во втором).

Между композициями во втором ярусе в медальонах помещены полуфигуры русских святых: на южной стене - митрополита Алексия, святителей Николая и Феодосия Черниговского, на северной - преподобных Макария Калязинского, Сергия Радонежского, Нила Столобенского.

В нижнем ряду на южной стене размещено "Распятие" и фигуры Петра и Павла, объединенные одной рамой; на северной стене им соответствуют Борис и Глеб, Владимир и Александр Невский. Росписи западной стены сохранились лишь в верхней части, где центральное место занимает композиция "Исцеление немого бесноватого" (по Г. Доре). В простенках между окнами на южной стене трапезной фрагментарно сохранились фигуры пророка Давида и святителя Феодосия Черниговского, отличающиеся мастерством исполнения. На внутренней стороне южного пилона колокольни размещена большая прямоугольная композиция "Страшный Суд", выполненная в древнерусской иконографии, в наивной манере и с сокращенным масштабом фигур.
 Роспись отличается свежим колоритом с яркими локальными цветами, эскизной манерой письма, выразительными ликами, немного "кукольными" фигурами с увеличенными головами.
В целом композиция является замечательным примером народного церковного искусства, сочетающего иконописную традицию, влияние лубка и стремление к академическим приемам.

 "Страшный Суд" сопровождается пространным фрагментом текста на русском языке, излагающим смысл происходящего в композиции. Напротив расположены традиционные для западной части храма ангелы со свитками, объединенные одной рамой. На западных пилонах колокольни при входе с северной стороны написана фигура фарисея, а с южной - мытаря.

Фотогалерея